18.01.16

Ф.Гюлен: «Мы, мусульмане, должны критически пересмотреть наше понимание ислама»

Мы мoжeм бoрoться с нaсилиeм и тeррoризмoм и взрaщивaющими иx тoтaлитaрными идeoлoгиями, пoдaвaя дoбрoдeтeльный примeр в кaчeствe дoбрoпoрядoчныx грaждaн, oтвeргaя и мaргинaлизируя рaдикaльныe интeрпрeтaции рeлигиoзныx истoчникoв, бдитeльнo нe дaвaя им вoзмoжнoсти зaвлaдeть умaми мoлoдыx людeй, a тaкжe нaчинaя прививaть дeмoкрaтичeскиe ценности со школы. Мусульмане, живущие в Европе, хотят жить в мире и спокойствии. Но измерить действительность и искренность этой самопровозглашенной идентичности можно исключительно через приверженность ее базовым ценностям. Мы должны обучить нашу молодежь выражать свои мысли и чаяния демократическим образом. Наличие определенных базовых убеждений отличается от догматизма. Наша принадлежность к человечеству идет прежде этнической, национальной или религиозной идентичности, поэтому как раз коллективное человечество получает основной вред от таких варварских актов. Нам необходимо работать вместе с социумом для создания инфраструктуры, которая, посредством раннего обнаружения группы риска, удерживала бы молодежь от поиска опасных приключений, а также содействовала бы семьям посредством консультативной и иной помощи. Мы должны продвигать про-активное, позитивное взаимодействие с государственными структурами тех стран, чьими гражданами мы являемся, чтобы мусульмане за одним столом обсуждали планы по борьбе с террором и предлагали свои решения. Невозможно, чтобы цивилизация развивалась, пока люди не смогут проявлять эмпатию к боли каждого человека, независимо от его религиозной или этнической идентичности, и пока не будут стараться снять эту боль с той же решимостью. История показывает, что следом за подобными трагедиями возникает чрезмерная реакция. Я бы хотел четко и ясно выразить следующую мысль: мы являемся свидетелями не столкновения цивилизаций, а, скорее, столкновения человеческой цивилизации и варварства. М.Фетхуллах Гюлен, Le Monde Совершенно точно, что сейчас возрождение подобной риторики помогает террористическим сетям вербовать новых членов. Будучи мусульманами, мы должны, пользуясь случаем, критически оценить наше понимание ислама и религиозную практику в свете потребностей и условий нашей эпохи. Необходимо маргинализировать радикальные интерпретации религии

Необходимо маргинализировать те вырванные из контекста прочтения наших религиозных источников, которые эксплуатируются для служения извращенным идеологиям. Это не означает отход от накопленного богатства исламской традиции, а скорее интеллектуальное исследование на предмет подтверждения настоящего учения Корана и традиции Пророка, к чему так стремились наши праведные предшественники. Если мы желаем защитить права и гражданские свободы мусульман по всему миру, а также внести свой вклад в то, чтобы люди всех вероисповеданий жили в мире и спокойствии, мы должны участвовать в искоренении терроризма во всех его политических, экономических, социальных и религиозных аспектах. Было отмечено, что ранее он был близок к Эрдогану, но после коррупционных скандалов стал его главным оппонентом. Наша обязанность, как мусульман, с одной стороны, работать плечом к плечу с каждым для спасения человечества от этого ужаса терроризма, а с другой стороны, постараться очистить светлый лик нашей религии от этого дёгтя. Возможно и совершенно необходимо возродить приверженность к свободе мысли, которая однажды привела исламский мир к возрождению, оставаясь, при этом, верными духу религии. Необходимо усилиями всего общества разрабатывать проекты, нейтрализующие все факторы, способствующие вербовке террористами новых сторонников. Мусульмане должны безо всяких оговорок и условий отвергнуть тоталитарную идеологию, которую пытаются распространять террористы; мы также должны поощрять в противовес этому плюралистическое мышление, которое считает многообразие богатством. Недостаточно просто проклять террор

Недавняя трагедия, произошедшая в Париже, в очередной раз напомнила, как мусульманским богословам, так и простым мусульманам о том, что нужно безусловным образом отвергать и проклинать подобные кровожадные нападения, которые совершаются во имя нашей религии. Кто-то может претендовать на формальную идентичность при помощи ряда слов и символов. Я разделяю глубокую горечь полутора миллиардов мусульман при виде попыток этих групп одеть свои теракты в одежды религии. Не столкновение цивилизаций, а столкновение человечества и варварства

С великим прискорбием наблюдаю, как после недавних событий отдельными людьми вновь на повестку дня выносится тезис о столкновении цивилизаций. Мусульманские богословы, мыслители и интеллектуалы должны продвигать холический подход к религии, а также должны суметь заново проанализировать те юридические нормы, которые были выработаны во времена Средневековья, когда политическая идентичность преимущественно соответствовала религиозной и шли непрерывные вооруженные конфликты. Только в подобной атмосфере мусульмане могут эффективно бороться с грубостью и насильственным экстремизмом. Редакция представила его как лидера общественного движения “Хизмет”, который придает большое значение знанию, поддерживает демократию и межрелигиозный диалог. Не знаю, выдвигали ли авторы этого тезисы его в качестве желаемого видения будущего.


\\