08.03.16

Почему мир игнорирует курдских революционеров в Сирии? — Дэвид Грэбер (архив)

Испaнскиe рeвoлюциoнeры нaдeялись сoздaть oбрaз свoбoднoгo oбщeствa, зa кoтoрым мoг бы пoслeдoвaть вeсь oстaльнoй мир. РПК зaявляeт, чтo бoльшe нe стрeмится сoздaть курдскoe гoсудaрствo. Нeкoтoрыe стaвят пoд сoмнeниe мaсштaбнoсть всeгo этoгo нa сaмoм дeлe. С 2005 года РПК, вдохновленная стратегией повстанцев-сапатистов в штате Чьяпас, заявила об одностороннем прекращении огня в отношении Турции и начала концентрировать свои усилия в развитии демократических структур на подконтрольных себе территориях. Таким образом, курды предложили модель борьбы, которая может стать основой для всемирного движения к подлинной демократии, кооперативной экономике и постепенному растворению бюрократических национальных государств. переводчика) бежали с поля боя. В 1937 году мой отец отправился добровольцем в интербригады Испанской республики. Внутренняя эволюция организации и взглядов её основателя Абдуллы Оджалана, находящегося в турецкой тюрьме с 1999 года, привели её к кардинальному изменению своих целей и тактики. Эти действия приобрели широкую огласку в регионе, но удивительным образом не получили никакого отклика в европейской и североамериканской прессе. Существует множество различий между тем, что произошло в Испании в 1936 году, и тем, что происходит в Сирийском Курдистане сегодня. Опубликовано 09/10/2014

Источник: The Guardian Между тем турецкая армия стоит на границе, предотвращая переброску подкрепления и боеприпасов ополченцам, самолёты США лишь шумят над головами и осуществляют случайные, символические удары — видимо, просто чтобы можно было сказать, что они не бездействовали во время того, как защитники одного из самых главных демократических экспериментов в мире находились под сокрушающим огнём. Вместо этого, чему отчасти способствовало видение основоположника социальной экологии анархиста Мюррея Букчина, РПК теперь черпает свои идеи из так называемого "либертарного муниципализма", призывая курдов создавать свободные самоуправляемые общины, основанные на принципах прямой демократии, невзирая на границы национальных государств, которые, как надеемся все мы, со временем потеряют всякий смысл. В результате последовали годы гражданской войны, закончившейся подавлением революции и одной из самых кровавых расправ кровавого века. Но то, что произошло в Рожаве, где Сирийская революция дала возможность курдским радикалам осуществить такие эксперименты в большой мере, и на сопредельных территориях, даёт возможность предположить, что всё это — совсем не показуха. Вытеснив ставленников режима Асада в 2011 году и несмотря на враждебность практически всех своих соседей, Рожава не только сохраняет свою независимость, но и является замечательным демократическим экспериментом. Сформированы советы, ассамблеи и народная милиция, собственность перешла под контроль самоуправляемых рабочих кооперативов — и это несмотря на постоянные атаки со стороны крайне правых сил ИГ. Очевидно, что нет ни одного исторического события, которое бы повторилось вновь. Если провести параллель с набожными убийцами фалангистами Франко, то кто это, как не ИГИЛ? Результаты удовлетворяют любым определениям социальной революции. Теперь ИГИЛ вернулся с большим количеством танков и тяжёлой артиллерии американского производства, взятых у иракской армии, чтобы тем самым отомстить революционным ополченцам в Кобане, объявив о своем намерении устроить резню и поработить — да, буквально поработить — всё гражданское население. На Ближнем Востоке, по крайней мере, эти усилия были замечены: особенно после того как силы РПК и Рожавы перешли с боем на территорию Ирака с целью спасения тысяч беженцев-езидов, попавших в ловушку на горе Синджар, после того как местные пешмерга («глядящие в лицо смерти» — курдские военизированные формирования в Ираке — прим. Вместо этого мировые державы декларировали "политику невмешательства" и придерживались строгой блокады республики даже когда Гитлер и Муссолини, мнимо подписавшие те же декларации, направили свои войска, оружие и средства для поддержания фашистской стороны. Будущий фашистский переворот на время был остановлен восстанием рабочих, начало которому положили анархисты и социалисты, большую часть Испании охватила подлинная социальная революция: целые города перешли под непосредственное демократическое управление своих жителей, промышленность оказалась под контролем рабочих, права и возможности женщин были радикально расширены. Между тем левые часто списывали их со счетов как сталинистов. Но некоторые сходства настолько поразительны и так огорчают, что я как человек, выросший в семье, взгляд на мир которой во многом определялся испанской революцией, чувствую определённую необходимость сказать: мы не можем позволить этим событиям закончиться точно так же снова.


\\