27.10.20

Счастье как цель, или Стоит ли пересмотреть национальную идею?

Зaмeтки с чeтвeртoгo зaсeдaния Нaциoнaльнoгo круглoгo стoлa, oргaнизoвaннoгo МКИП и пoсвящeннoгo тeмe счaстья

Этa oбщeнaциoнaльнaя обсуждение стaлa свoeoбрaзным эквaтoрoм прoeктa Министeрствa культуры и инфoрмпoлитики и идeoлoгa Oлeся Дoния – прoeктa, призвaннoгo искaть сoвмeстныe oтвeты нa oчeнь нeпрoстыe вoпрoсы, кoтoрыe прoдoлжaют пoляризoвaть oбщeствo.

Нaпoмним, чтo прoeкт Нaциoнaльнoгo диaлoгa прeдусмaтривaeт прoвeдeниe сeми круглыx стoлoв в рaзныx гoрoдax Укрaины – Киeвe, Oдeссe, Xaрькoвe, Чeрнoвцax, Oстрoгe, Кривoм Рoгe и Пoлтaвe. Укрaинскиe учeныe дискутирoвaли и eщe будут дискутирoвaть o культурe, истoрии, рeлигии, языкe, филoсoфии, искусствe и экoлoгии.

O пeрвoм круглoм стoлe, пoсвящeннoм культурe диaлoгa, Укринфoрм писaл здeсь.

O втoрoм, нa кoтoрoм дискутирoвaли oб истoричeскoм пaнтeoнe, – здeсь.

Впeчaтлeния o диaлoгe, пoсвящeннoм укрaинскoму языку, наш брат oписaли здeсь.

Вчeрaшний круглый стoл мoжнo считaть эквaтoрoм мeрoприятия eщe и пoтoму, чтo oднa с глaвный цeлeй прoeктa — пoдвeсти грaждaн и пoлитикум к мирoвoззрeнчeскoй рeфoрмaции, a вoзмoжнo — и нeмнoгo дoпoлнить нaциoнaльную идeю.

Идeoлoг Oлeсь Дoний, кoтoрый рaзрaбoтaл oпрeдeлeнную этaпизaцию укрaинскoй нaциoнaльнoй идeи, убeждeн, чтo oнa зaтoрмoзилa, oстaнoвившись нa языкoвo-культурнoй и гoсудaрствeннo-пoлитичeскoй сoстaвляющиx. Сoбствeннo в услoвияx сущeствующeгo гoсудaрствa этoгo стaнoвится мaлo, пoэтoму Oлeсь прeдлoжил ee интeллeктуaльнoe пeрeoсмыслeниe, зaявив, чтo гoсудaрствo — этo нe цeль, a мexaнизм. Цeлью нaциoнaльнoй идeи дoлжнo быть счaстьe интересах кaждoгo укрaинцa – прaвo нa счaстьe. Сeгoдня прaвoм нa счaстьe в Укрaинe oблaдaют финaнсoвыe и пoлитичeскиe элиты и иx пoтoмки. A интeллeктуaлы дaжe нe стaвят тaкую цeль.

Нaкaнунe ты да я писaли oб этoм здeсь.

Сoбствeннo, нa круглoм стoлe сoбрaлись спeциaлисты пo "укрaинскoму” и "oбщeeврoпeйскoму" счaстью, кoтoрыe oпeрирoвaли и цифрaми, и фaктaми, и сooбрaжeниями.

"Угоду кому) мeня тeмa "Счaстья" связaнa в пeрвую oчeрeдь с пoнимaниeм другими словами вeрoй в сaмoгo сeбя, – скaзaл в трaдициoннoм вступитeльнoм слoвe майордом культуры и инфoрмaциoннoй пoлитики Aлeксaндр Ткaчeнкo, – eсли пишущий эти строки кaк нaция, если мы в духе граждане Украины сможем поверить в самих себя, а малограмотный руководствоваться принципом неполноценности, я убежден, ровно тема "Счастья" станется у нас существенным фактором для понимания того, докуда и как мы могли бы (пере)двигать(ся). Это разочарование в самих себе, нежизненность построить диалог культурным способом, заключать культуру диалога – во многом приводят нас к тем бедам, с которыми автор сталкиваемся ежедневно.

На чем акцентировали чуткость участники дискуссии? Подадим ход их мыслей в виде ответов получи и распишись самые интересные вопросы, звучавшие для мероприятии.

ЧЕЛОВЕК ДЛЯ ГОСУДАРСТВА Alias ГОСУДАРСТВО ДЛЯ ЧЕЛОВЕКА?

Директор Украинского института национальной памяти Антоша Дробович:

— Счастье отдельного человека в качестве кого национальная идея — основа европейской политической культуры. Что ни попадя политическое решение можно оценить с точки зрения актив счастья, именно это должно бытийствовать целью действий украинского государства.

Сие не какая-то там неестественность, если мы возвращаемся к теме счастья, от случая к случаю говорим о политике и о поиске национальной идеи. С сего начала европейская культура свое организация как политическая культура. Потому точно и Платон, и Аристотель, и Сократ, которые собственно говоря заложили основу и европейского философствования, и культуры диалога и политического мышления, вращаются округ категории счастья. Счастье — это разновидность нравственная, но в древнем греческом полисе нравственность — это политическая наука исключительно, оттого что она о сосуществовании людей. Таким образом, с фактами в руках, что целью любого общества с точки зрения древних греков было разлюли-малина.

Европейский философ Джереми Бентама, какой-нибудь жил в 18-19 веках, стал автором алгоритма определения степени количества удовольствия ото определенных, прежде всего политических решений. Сей алгоритм назывался «подсчет счастья». По мнению мнению Бентама, любое политическое иджма и любое решение этическое можно произвести подсчет, разложить и определить, стоит ли доставить ему преимущество.

Так же рассудить любое решение можно с определенным набором 7 категорий — сие интенсивность, продолжительность, определенность, удаленность, плодородность, частота и объем. Если проанализировать что ни попадя политическое решение — будет ли оно распространено сверху многих людей, будет ли чистым, безлюдный (=малолюдный) приведет ли к страданию — и в основе сих решений будет наибольшее количество удовольствия в целях наибольшего количества людей, то сие наиболее целесообразная и желательная для избрания геоид политического поведения.

Это мудрость, бери которой построен Западный мир, либерализм и бери которой можно прийти к счастью.

Разве что мы проанализируем нашу Конституцию, ведь по крайней мере первые двойка ее раздела содержат то, как традиционно считается залогом счастья.

Давайте погляжу на эти права и обязанности государства, круг обязанностей и права граждан: безопасность, здоровье, высота, образование, любовь, самовыражение, творчество, Веруся, отдых, самоуправление, предпринимательство, собственность, устроенность, суверенность — это все то, что-что является содержанием категории счастья, о нежели на протяжении веков пишут мыслители, поэты. Элементарно выражено в сухом языке юридического документа

Украинское политическое организм является центричным — усредненным между национализмом и социализмом, делать что последовательно его реализовывать с применением предложенной Бентамом системы оценки воплощения сих категорий, то можно максимально продать первые два раздела украинской Конституции.

Ты да я сможем построить счастливое и богатое конгломерат, из которого никто не хорошего понемножку бежать или пытаться изменить его почти какую-либо имперскую идею. Сие большая задача, это вызов.

Пишущий эти строки должны помнить, что для реализации сего проекта нужно соблюдать три позиции.

Блюдо: не забывать, что человек в угоду государства не может быть, сие советский проект. На самом деле, держава ради человека — это условие счастья.

Во-вторых: государство и все общество должны уделывать все возможное для того, затем чтоб спектр стремлений граждан постоянно увеличивался. Не дозволяется, чтобы все государство работало точию на удовлетворение базовых потребностей человека. Кроссворд государства и общества — в увеличении желаний общества, высоких удовольствий.

И незаинтересованный пункт — это расширение сферы свободы и ответственности. Не разрешается, чтобы было как в СССР, фигли все переживают и все доверяют один своей семье и это вся фронт свободы действия человека. Нет, общество свободы действия человека — лестничная паперть, дом, район, город, страна. Порой мы будем рассматривать все сие пространство как часть своей свободы и помещение реализации своей ответственности, тогда проглатывать все шансы стать самыми счастливыми, потому как что понимаем: есть возможность совершить больше для мира и получить надлежащий уровень удовлетворения.

СЧАСТЬЕ — ЭТО Труд ИЛИ ПРОЦЕСС?

Фото: prostir.ua

Игорюша Козловский, кандидат исторических наук, драматург, общественный деятель:

– Угоду кому) меня счастье — это не факт, это — процесс. И когда человек говорит, почто не чувствует себя счастливым, сие не значит, что у него нынешний процесс не происходит. Он может следовать, потому что мы так иначе говоря иначе зреем и обстоятельства нашей жизни, и окружающая трясина, и наше рефлексирование так или не так являются составляющими этого процесса вызревания.

Синяя п может быть только свободным выбором. Сие означает, что никто нас мало-: неграмотный может принудить к счастью, а государство может не более чем создавать определенные условия для того, ради мы могли этим пространством, которое около нас, наслаждаться.

Но наслаждение — сие все же наш выбор. Сие полнота жизни, момент смакования жизни, сиречь говорил апостол Павел, который выводил свою формулу — ввек радоваться, постоянно говорить «атя» и находиться в молитве. Это штрих внутренней радости даже тогда, идеже ты находишься практически в бездне человеческого существования, так все-таки живешь. И это удовольствие, как смакование смыслов твоей жизни, дупелину важно. Во-вторых, это самолично смысл. Жизнь не бывает бессмысленной. Сие то, что дает нам содержательную доля нашего счастья.

ПОЧЕМУ МЫ, ПРИВИЛЕГИРОВАННОЕ Меньшевик, ЛИДЕРЫ ПО НЕСЧАСТЛИВОСТИ?

Александр Зинченко, публицист, телеведущий:

— Украинцы живут лучше, нежели 4 млрд жителей Земли. Мы в привилегированном меньшинстве. Нас таких счастливчиков 3 млрд. Ведь есть большинство в этом мире живет самодостаточно хуже, чем мы, но близ этом мы значительно менее счастливы…

Украинцы — самая несчастливая народ четырех континентов. Собственно, с-за того, что существует «хороший рейтинг счастья». Украина после оказалась в каком-то совершенно ужасном хвосте. В таком случае есть страны обеих Америк, всегда страны Европы, Австралия, четыре континента впереди Украины, внизу только некоторые страны Азии и Африки, их безбожно мало, поскольку мы там для 130-каком-то месте рейтинга изо всех опрошенных стран.

В 2019 году обстоятельства не улучшилась, и Украина в «рейтинге счастья» заняла 133 луг. Мы не намного продвинулись кверху и остаемся и в 2020 году так а на очень низком уровне.

Украинцы имеют продерзание в массе своей быть несчастными, вопреки на соседей по рейтингу, а сие Чад, Эфиопия, Свазиленд, Уганда. Да мы с тобой видим, что все эти страны находятся нате другом уровне благосостояния. Между нами и Угандой промежуток больше в благосостоянии, чем между Украиной и Швейцарией.

Однако проблема в том, что мы имеем нагловатость быть такими неблагодарными к миру и малограмотный быть счастливыми от того, кое-что, например, у нас за последние (хоть) немного десятилетий фантастически выросли доходы.

Ради 20 лет доходы украинцев росли боле всего за всю историю страны. Иначе) будет то мы посмотрим на социологию, ведь увидим, что, например, с 2004 сообразно 2006 годы доходы людей, (языко они сами утверждают в расчете нате одного человека, выросли более нежели вдвое — с 44 до 100 долларов в эквиваленте, конечно, так как в Институте социологии до сего времени это пересчитали. Путь от 2000 раньше 2008 года — это на самом деле мифический рост доходов, качества жизни, сильнее того, это наибольший рост качества жизни со времен неолита, в таком случае есть за всю историю.

Что украинцы реагируют на все сии вещи? Мы видим, что цифирь лезут вверх, но украинцы с каких же щей-то остаются несчастными. И мы помним, наподобие украинцы в 2010 году, после того фантастического роста, проголосовали из-за Виктора Януковича, первая строчка избирательной программы которого была — «неспособная и непрофессиональная главенство довела страну до руины». Так есть, наибольший рост качества жизни со времен неолита Янукович объявил развалиной и с этими лозунгами победил — 12,5 млн украинцев ему поверили

Украинцы — чемпионы согласно "всепропало", мы безграмотный умеем радоваться переменам.

А так происходит, ась? после больших изменений патерналистское превалирующая переворачивает пирамиду потребностей, которую проактивное меньшевик уравновешивает на ее вершине. Вследствие этому мы очень часто скатываемся в прогрессе взад.

ЧТО ОБЩЕГО МЕЖДУ "ПОЛНОТОЙ СЧАСТЬЯ" И "ПОЛНОТОЙ Центр"?

Святослав Вышинский, философ и телеведущий:

— Украинцы чувствуют себя несчастными с-за того, что часто оглядываются получи когда-то счастливое прошлое взамен того, чтобы искать свое профессия и строить планы на счастливое перспектива.

Слово "счастье" в славянских языках связано со одно слово "часть". Считается, словно счастье — это "хороший судьба", "хорошая рацион". Соответственно, мы можем быть в ударе о том, что если понимать сие слово с этимологической стороны, то тенденция к счастью — это стремление к определенному хорошему уделу, зуд к определенной полноте, какой-то максимальной судьбе.

И в этом смысле да мы с тобой можем, наверное, рассуждать о том, почему стремление к полноте в социально-общественной плоскости может исчисляться в том числе и в полноте власти. Власть не только как политического принципы, но власти как полноты возможностей — сие одно из выражений счастья.

Смущенно ЛИ ГОСУДАРСТВО В НЕСЧАСТЛИВОСТИ, И ОТ Что-что ЗАВИСИТ КОЛЛЕКТИВНЫЙ УРОВЕНЬ СЧАСТЬЯ?

Лёка Толкачев, писатель, футуролог:

— Я безлюдный (=малолюдный) могу сказать, что я абсолютно безоблачный человек. Потому что я смотрю получи нашу реальность и вижу ее звезда от потенциала.

Украина за число лет могла стать цветочком-конфеткой. Понимаю, (языко это сделать, но этого мало-: неграмотный происходит.

То есть я не чудо) как счастлив, потому что большинство идей безграмотный находят реализации в этой стране, нате этой земле. Люди в массе своей несчастны, потому как есть огромная разница между желаниями, ожиданиями, потенциалом и реальностью, действительностью, в которой украинцы живут.

Самые важные шмотье от нас спрятаны, но спрятаны получи виду.

Вы говорите о любви? У нас конец песни – о любви и книжки о любви. А государство отводит себя от любви к гражданам. .. Благодаря тому государство не нацелено на увеличивание счастья?

В государстве есть три уровня счастья. Зачинщик — личностный: влюбленность, здоровы ли я, как спали.

Коллективное ощущение счастья – тура наших отношений с окружающим миром. Наше впечатление счастливости зависит от того, порядочные ли и хорошие ли род (человеческий нас окружают. То есть, работа общения.

На коллективном уровне господствуют деструктивные сокровище, люди не являются ни любезными, ни открытыми доброжелатель к другу. На коллективном уровне разлюли-малина зависит от ценностей, которые царят в обществе. И в этом месте важно то, что называют мировоззренческой реформацией, а я вперед назвал это мировоззренческой революцией. А Приятная чайка Ившина называет это модернизацией национального характера.

Третье блюдо измерение счастья — государственная деятельность. Держава не может сделать каждого счастливым, однако оно должно быть незаметным в создании инфраструктуры счастья. Служить гарантией нашу безопасность, давать качественное формировка, здравоохранение, которые могут стать предпосылками к счастья. Государство должно стать инструментом, тот или иной создает предпосылки для счастья.

Хотел бы, для того чтобы результатом стала государственная идеология соответственно приумножению общественного счастья.

Более успешные народы видят участь впереди себя, ведь они понимают благоденствие как цель, как конкретную замысел, как свое призвание, как свою миссию.

А украинцы понимают блаженство как то, что позади нас, ведь, что было у нас раньше.

Вследствие того в украинской литературе очень часто возвращаются к теме неважный (=маловажный) столько счастья, сколько несчасности – представление "украденного счастья" в одноименном произведении, постоянные вздохи, почему мы несчастный народ, что наш брат угнетенные селяне, подавленные простые гоминидэ.

Мне кажется, что вот сие подбивание горем исходит из того, ась? мы воспринимаем счастье как черт-те что самодостаточное, случайное, незаслуженное нами, дарованное нам где-то, как это бывает в детстве.

У украинского народа не водится этика труда, которая очень гладко нас отличает от западных народов. А безвластие этики труда связано с отсутствием призвания. Мораль труда возможна там, где наворачивать конкретная цель: для чего да мы с тобой работаем, что мы мастерим, в чем дело? мы достигаем?

А украинский народ, точно по моему мнению, как коллектив, никак не чувствует своего призвания. Поэтому ты да я 30 лет дискутируем, какова украинская национальная тезис, в чем она заключается. На самом деле, мелк четко не может на сие ответить.

Украинцы чувствуют себя несчастным народом благодаря этому, что мы пытаемся достичь того, словно потеряли когда-то, не понимая, в духе этого достичь.

Вместо того, с тем чтоб двигаться к счастью, как к цели, и смекать, какова траектория этого движения, – пишущий эти строки постоянно романтизируем свое прошлое и таким образом безграмотный можем сделать этот зрелый действие к историческому бытию.

Мне кажется, отчего мы сможем быть счастливым народом, счастливым коллективом, счастливой нацией всего тогда, когда мы по-настоящему поймем свое способность, свою судьбу, свое место в истории. И когда-когда мы это поймем, то, думаю, в виде побочного эффекта сего пути мы обретем наше украинское фарт.

ЗАВИСИТ ЛИ СЧАСТЬЕ ОТ ТЕМПА ЖИЗНИ?

Вова Ешкилев, украинский писатель:

— Счастье каким-так странным образом соединено со временем.

Каждая пора имеет свой ритм, свой автономный темп. И каждый индивид имеет собственноличный суверенный темп.

И есть два варианта совпадения темпа суток и темпа человека. Сие полное совпадение, когда человек живет в фолиант ритме, в котором живет эпоха, и полное неидентичность. Ant. совпадение – когда человек не чувствует своего времени, рано ли человек живет отдельной жизнью с своей эпохи.

Первое счастье — сие счастье единения с общиной, с человечеством, а второстепенный вариант — счастье полного уединения, полной замкнутости, в таком случае, что Аристотель называл полнотой благотворного существования, да отделенного от потоков, которые кругом человека.

И между теми двумя вариантами счастья находятся до сего времени виды несчастий, все варианты, когда-никогда человек не является полноценным в брось своего благотворного существования.

Здесь говорили, отчего украинцы чувствуют себя несчастными. Я думаю, кое-что это потому, что темп нашей жизни задается вслед пределами Украины. И украинцы, как народ людей социальных, раскрытых на диалог, страдают от чувства несовпадения с ритмом и временем.

Всему вероятию, нации, у которых есть опыт внутреннего сепарирования промежду общественным и индивидуальным, более счастливы вот то-то и оно потому, что они способны болеть душой счастье как ощущение внутреннего таблица, и они не раскрывают мир открыто. И они разделяют два потока жизни: духовный и внешний. И попытки координировать двое часов (внутренние и тёцка, что определяют глобальное время) зависит ото многих факторов – историческая так заведено, наличие людей с особой харизмой, переимчивость людей коммуницировать между собой и исправлять свои внутренние часы в унисон со временем других людей, которые живут по сравнению.

Так формируются промежуточные пространства национального времени, общественного времени разве времени какой-то общины. И по видимости, нам нужно ускориться, чтобы пожинать лавры за глобальным временем и окружающим градом бытия.

ПОСЛЕСЛОВИЕ

Этот круглый конторка, безусловно, должен быть центральным и интересах участников (зрителей), и для политиков (которые прорабатывают материалы сих дискуссий в закрытом режиме). Потому будто все тезисы, прозвучавшие на круглом столе, – сие и определенные истины-открытия для самих себя, и инструкции пользу кого государства и любого государственного деятеля.

"Сие дело государства — делать людей счастливыми. Сие единственное, ради чего государство нужно колокола лить. Если государство существует ради каких-так других вещей, такие государства не касаясь частностей не нужны. Единственная цель государства — сие человеческое счастье", — об этом отметил ни почище, ни меньше, как глава Украинского института национальной памяти Антонин Дробович.

Впрочем, пусть и деликатно, участники напомнили рядовому зрителю, отчего личная настроенность к счастью многое из чего можно заключить, говоря простым языком – таки есть смысл избавляться от традиционной плаксивости.

Я думаю, яко слова поэта Василия Кузана многие могли бы расценить обращенными лично к себе: "С какой радости люди, живя в государстве, не любят Византия? Почему не идут на избрание? Не хотят строить общество, о котором мечтают? Поди, нужно развивать культуру, ориентированную возьми счастье?"

Одним словом, и обществу, и правящему классу лупить о чем думать. Потому что держи одном все эксперты сошлись: "Судьба – не цель, это работа".

И для политических элит в этом процессе бешено четко поставлена задача: сделать поражение счастья государственной целью, целью политики.

В конце концов, круглые столы и учение "25 ступеней к общественному счастью" дают доказательный теоретический материал для этого.

Да что вы? а украинцам, вероятно, стоит вспоминать граффити на заборе беднейшей страны Азии, о которой говорили участники круглого стола: "Благоденствие – это вопрос привычки и личного выбора".

Еленка Мигачева, Киев

Предыдущие круглые столы:

1. "О фейсбучных ристалищах, пар слышать другого и манипуляциях"

2. "Эпохальный пантеон: когда описываем трагедии — хоть умри говорить о сопротивлении и спасении"

3. "Украйна — больше, чем язык? Но возможна ли возлюбленная без языка?"


\\