06.06.21

Топливный рынок Украины: эксперты ответили на главные вопросы

Нaскoлькo рeaльнo oбeспeчить Укрaину свoим бeнзинoм.

Укрaинскo-бeлoрусскaя тoргoвaя вoйнa   дoбaвилa прoблeм нaшим aвтoмoбилистaм: нaд ними нaвислa угрoзa   дeфицитa бeлoрусскoгo тoпливa, экспoрт кoтoрoгo сoстaвляeт пoчти пoлoвину нaшeгo рынкa нeфтeпрoдуктoв. И xoтя угрoзa бoльшe виртуaльнaя, чeм рeaльнaя, вoзникaeт вoпрoс: мoжeт ли Укрaинa «сoскoчить с тoпливнoй иглы», изо стрaны-импoртeрa тoпливa прeврaтиться eсли нe в eгo экспoртeрa, тo xoтя бы oбeспeчить внутрeнниe пoтрeбнoсти, чтoбы нe зaвисeть oт внeшнeгo рынкa, пeрeдaeт Xрoникa.инфo сo ссылкoй нa Сeгoдня.

Тeм бoлee, чтo 30 лeт нaзaд тaк oни и былo, нaши нeфтeпeрeрaбaтывaющиe зaвoды (НПЗ) прoизвoдили нa пoрядoк бoльшe гoрючeгo, чeм сeйчaс, и eгo былo сносно. Ныне около 80% топлива у нас – привозное и только лишь 20% – свое.

Мы разобрались, как реально обеспечить Украину своим бензином, дизтопливом и сжиженным газом либо — либо хотя бы сделать наоборот: 80% «горючки» – своей, а 20% – импортной.

Наши эксперты: хозяин «Консалтинговой группы «А-95» Сергуня Куюн, замдиректора Научно-технического центра «Душа» Геннадий Рябцев и член Экономического дискуссионного клуба Аля Пендзин.

Топливный баланс Украины в 2020 году составил 11,5 млн т: бензин – 2,2 млн т, ДТ – 7,2 млн т, автогаз – 2,1 млн т. Ровно видно из инфографики, почти супруга бензина у нас украинского, а вот своего дизтоплива лишь 16,5%, своего автогаза – 20,4%, остальное экспорт.

Топливный рынок Украины: эксперты ответили на главные вопросы

Как было в Украине с горючим 30 парение назад и что имеем сейчас?

В 1991 году в отчина от СССР Украина получила цифра НПЗ, способных переработать более 52 млн т нефти в годочек. Из них выходит более 16 млн т бензина, 16 млн т дизтоплива и 20 млн т других нефтепродуктов (мазут, фотоген, автогаз и т. д.). За 10 полет объемы переработки сократились по разным причинам (устаревшее технические приёмы, отсутствие сырья, политические решения) получай 71%. К 2012 году закрылось пяточек НПЗ, сейчас работает только Вотан – Кременчугский.

Его проектная мощность 18,5 млн т, реальная 4,5 млн т, перерабатывает 3 млн т, производит круглым счетом 1 млн т бензина и 1,2 млн т ДТ в бадняк. Еще есть Шебелинский газоперерабатывающий заводишко, который выдает в год около 160 тыс. т бензина и где-то 90 тыс. т ДТ из газового конденсата. Вот и все в Украине производят порядка 400 тыс. т сжиженного (LPG) автогаза, сие Кременчугский НПЗ, «Укрнафта», «Укргаздобыча» и др.

(языко увеличить производство украинского топлива?

Эксперты слышно, что из пяти закрытых НПЗ переработать можно только Лисичанский, самый стоящий на повестке дня (введен в эксплуатацию в 1976-79 гг.), прочие дешевле «разрезать на металлолом» и учредить с нуля новые. Но Лисичанский принадлежит «Роснефти» и находится в зоне боевых действий, может быть, что его «реанимация» не думаю что ли реальна.

Поэтому Сергей Куюн и Геня Рябцев уверены: самый лучший ход для увеличения украинской нефтепереработки – модернизирование Кременчугского НПЗ, чтобы в перспективе погрузить его до проектной мощности.

Какой-никакой оценочно объем инвестиций в строительство новых и модернизацию действующих НПЗ?

Возведение с нуля одного НПЗ мощностью 5 млн т оценивается экспертами в 5-6 млрд долларов, инъецировать в эксплуатацию его можно через пяток-шесть лет, из которых неуд года уйдет на разработку документации. Сие малореально и дорого. Сергей Куюн подсчитал: получи Кременчугском НПЗ на первом этапе модернизации в какие-нибудь полгода за счет роста импорта недодуманный нефти можно увеличить выпуск бензина и ДТ в 1,5 раза. Держи втором этапе – повысить объемы выпуска топлива по 7 млн т в год, что позволит послужить гарантией украинцев своим бензином на 100%, а ДТ – получи и распишись 40%. Для реализации этой программы потребуется неуд-три года и минимум 300 млн долларов инвестиций. О дальнейших перспективах сей поры говорить сложно.

Откуда Украина может почерпывать сырье – нефть?

Сергей Куюн говорит, что же предложений нефти на мировом рынке хватит, главная проблема – как доставить ее в Украину. Неизвестно зачем как РФ не поставляет нам земляное масло по трубопроводу с 2008 года и оживлять эти поставки вряд ли рационально, остается только морской путь: чрез Средиземное и Черное моря.

Но, ровно по подсчетам Геннадия Рябцева, пропускная талантливость украинских портов не более 5 млн т нефти в бадняк, а для достижения полной топливной независимости, нефти нужно сам-друг больше. Есть и другие проблемы: скажем, наши порты не могут пендюрить танкеры вместимостью более 100 тыс. т. Своих танкеров у нас в отлучке, зафрахтовать такие небольшие суда многообразно – их в мире осталось немного, в основном черное золото возят гиганты по 500 тыс. т, которые пусть даже не пройдут через Босфорский па-де-кале.

Еще одной преградой может становиться «хозяйка» пролива – Блистательная Порта, которая ограничивает проход танкеров выше пролив, ссылаясь на ущерб для того экологии. А Украине нужно будет прежде ста танкеров в год, или 10 ежемесячно, с учетом срока навигации 10 месяцев.

Унич собственная добыча – около 3 млн т нефти и газового конденсата в годочек. При условии инвестиций можно промышлять до 5 млн т сырья в год, однако счет идет на десятки миллиардов долларов и нужны годы про реализации программы.

Какими могут фигурировать источники инвестирования?

По мнению Олега Пендзина, лимитроф не должно вкладывать деньги в частные НПЗ, на первый взгляд их надо вернуть в госсобственность вслед невыполнение инвесторами обязательств. Тот а Лисичанский НПЗ, но пока сие неактуально. Но лучше, если сие будет новый частный инвестор, у которого принимать свои гарантированные источники сырья, на выдержку, известная азербайджанская бизнес-структура.

Гуля Куюн скептичен: строительство в Украине с нуля нового НПЗ бесперспективно – среди страны нет рынка сбыта, а инвестиционный условия оставляет желать лучшего.

Сколько нужно времени получи и распишись то, чтобы изменить баланс в области топливу с 80%/20% в пользу импорта получи и распишись 20%/80%?

О достижении такого соотношения речь безвыгодный идет. По оценкам Сергея Куюна, преобразование Кременчугского НПЗ плюс увеличение загрузки Шебелинского ГПЗ позволит сверх пару лет достичь 70%/30% в пользу импорта. Дальнейшая интенция: достижение к 2030 году паритета 50/50, сие предусмотрено Энергостратегией развития Украины, напомнил Генуля Рябцев. Но эксперты признают: готово пока немного.

«Без помощи государства реформировать топливный рынок нереально», – подчеркнул Высокий Куюн.

Зачем нужно перестроить топливный торжище Украины?

Олег Пендзин акцентировал: свое питание является основой безопасности страны, потому-то нужно этим вопросом заниматься немедля. Если РФ и Беларусь перекроют Украине топливный крамбол, наша военная техника и железная путь(-дорога) просто остановятся, ведь работает симпатия в основном на дизеле. Поэтому нужны стратегические запасы нефтепродуктов, о которых отбою) говорят, но мало сделано.

Выбор – снижение потребления топлива, прежде лишь дизельного, крупнейшим потребителем которого является железная просека. Нужна ее электрификация. Но сие опять-таки потребует миллиардных инвестиций.

Предмет обсуждения. Ant. выход о том, прекратит ли Беларусь поставки топлива в Украину, после-прежнему остается актуальным. 


\\