22.09.16

В чем ошибались директора Yahoo

Выручкa и кoличeствo пoльзoвaтeлeй Yahoo сoкрaтились, мнoгoчислeнныe сeрвисы кoмпaнии нe успeвaли зa иннoвaциями. Oдин из пиoнeрoв интeрнeт-oтрaсли oкaзaлся нa ee зaдвoркax. Впeрвыe 10 лeт пoслe oснoвaния кoмпaния Yahoo динaмичнo рaзвивaлaсь, нo зaтeм быстрo уступилa пoзиции Google и Facebook, к тoму врeмeни зaнявшим прoчныe пoзиции в нишax интeрнeт-пoискa и социальных сетей.
Yahoo заплатила $1,9 млрд за две компании, разрабатывавшие технологии поиска, и начала развивать собственный поисковик. В 2004 г.
В 2007 г. Это привело инвесторов в ярость, и Янг был вынужден уйти в ноябре 2008 г. В этом же году Семел ушел в отставку. выручка Yahoo составляла $7 млрд — вдвое меньше, чем у Google. В 2008 г. он отказался от предложения Microsoft выкупить Yahoo примерно за $45 млрд (с 60%-ной премией к рыночной цене). И гендиректором стал один из сооснователей Янг, провозгласивший очередную радикальную реформу.
Два года спустя аудитория сайта Yahoo насчитывала уже 25 млн уникальных пользователей в месяц. Каталог Yahoo включал 735 000 интернет-сайтов, пользователям предлагались бесплатная почтовая служба, лента новостей и чаты. Первым гендиректором Yahoo стал Тимоти Кугл. Когда он пришел в компанию в 1995 г., она не приносила никакой прибыли, имела всего шесть сотрудников и, по словам рекрутера, «отчаянно нуждалась во взрослом руководителе».
Семел обсуждал покупку Facebook за $1 млрд, но договориться о цене вновь не удалось. команда Семела упустила еще одно выгодное приобретение, которое могло бы сделать Yahoo лидером. В 2006 г. Сейчас капитализация Facebook превышает $340 млрд.
История компании начиналась с головокружительного успеха, а обернулась чередой просчетов менеджмента.
Взрывной рост аудитории интернета к 2000 г. В отличие от своих конкурентов того времени Yahoo была прибыльной благодаря онлайн-рекламе. Штат компании достиг 2000 сотрудников. обеспечил Yahoo 100 млн пользователей.
Она сосредоточилась на развитии почты Yahoo и фотосервиса Flickr, а также мобильных приложений, онлайн-видео и поиска. Yahoo возглавила Марисса Майер, бывший менеджер по продуктам в Google. Стало очевидно: Yahoo по-прежнему представляет собой интернет-портал с неясной концепцией. Такая стратегия не спасла компанию ни от ухода талантливых кадров, ни от падения выручки. По ее мнению, Yahoo должна была стать центром повседневных действий пользователей — от поиска до проверки почты. «То, что происходит с Yahoo сегодня, — результат решений, принятых 10 лет назад», — считает венчурный инвестор Эндрю Брачча, когда-то возглавлявший направление поиска в Yahoo. Но определить основную идею Yahoo Майер также не удалось. В 2012 г. Покупка свыше 50 стартапов обошлась компании более чем в $2 млрд.
Ряд менеджеров покинули компанию, а выручка начала затяжное снижение. Бартц была уволена. После Янга Yahoo возглавила Кэрол Бартц, ранее руководившая Autodesk. В сентябре 2011 г. Она инвестировала в новостные, спортивные и финансовые сервисы, нанимала журналистов и приобрела компанию, производившую дешевый популярный контент.
Новый гендиректор компании, выходец из Warner Bros. Терри Семел попытался превратить Yahoo в медийную компанию, сделав акцент на платных премиальных сервисах, включавших, например, горячую линию с астрологом по $14,95 за вопрос. Yahoo прекратила инвестировать в развитие поиска.
 
На сайте Yahoo появилось поисковое окно с логотипом Google. Тем временем двое других выпускников Стэнфорда, Ларри Пейдж и Сергей Брин, создавали машинный механизм поиска информации в сети интернет, который назвали Google. Поисковик быстро обошел по популярности каталог сайтов Yahoo, и в 2000 г. Yahoo пришлось начать использовать технологию конкурента.
Акции Yahoo подешевели на 93% за 20 месяцев. Затем лопнул пузырь доткомов. Кугл ушел в отставку в 2001 г., и компания предприняла первую попытку антикризисной перезагрузки.
За 20 лет существования компании вереница прошедших через нее топ-менеджеров так и не смогла найти однозначный ответ на вопрос «что же такое Yahoo?», а стратегические приоритеты постоянно менялись — от медиа к технологиям и обратно.
«Быть всем — значит быть ничем», — говорит один из бывших топ-менеджеров Yahoo Брэд Гарлингхаус, в 2006 г. написавший «Манифест арахисового масла» — документ для внутреннего пользования, в котором он критиковал компанию за то, что она «размазывает себя слишком тонким слоем».

Следующему гендиректору компании, бывшему президенту PayPal Скотту Томпсону, решившему сделать акцент на онлайн-торговле, не удалось воплотить планы в жизнь: в 2012 г. ему пришлось уволиться из-за скандала, связанного с тем, что он указал в резюме ученую степень, которой в действительности не имел.
Yahoo была основана в 1994 г. выпускниками Стэнфордского университета Джерри Янгом и Дэвидом Фило. Изначально они создавали просто каталог веб-сайтов, который назвали «Путеводитель Джерри и Дэвида по всемирной паутине». Отбор сайтов для каталога велся вручную.
«Google стал экспертом в технологиях поиска, а Yahoo пыталась угнаться за конкурентом, каталогизируя интернет вручную», — говорит основатель Search Engine Land Дэнни Салливан. Семел обсуждал с Пейджем и Брином приобретение Google за $1 млрд, но стороны не договорились о цене (сейчас капитализация Alphabet, владеющей Google, — $516 млрд).


\\