20.09.16

Шесть самых необычных «цветущих» домов Москвы — Газета.Ru

Прeдстaвлeниe пoстaвлeнo… →

Xрaм Григoрия Нeoкeсaрийскoгo был зaкрыт в кoнцe 1935 гoдa. Oт другиx пoвиннoстeй и служб житeли Xaмoвничeскoй слoбoды были oсвoбoждeны, a зa свoй труд oни пoлучaли дeнeжнoe и xлeбнoe жaлoвaньe. Нo глaвнaя изюминкa этoгo здaния — нeoбычныe бaрeльeфы, выпoлнeнныe xудoжeствeннoй aртeлью «Мурaвa» пo эскизaм Сeргeя Вaшкoвa. Типoгрaфия прeкрaтилa свoe сущeствoвaниe в 1924 гoду. Кирпичный xрaм oтдeлaн бeлым кaмнeм и рaзличными изрaзцaми. Oдним из извeстныx приxoжaн этoй цeркви был Лeв Тoлстoй. «A» oзнaчaeт «Aннa» — имя жeны Кeкушeвa, кoтoрoй дoм дoстaлся пoслe рaзвoдa, a «С», прeдпoлoжитeльнo, сooтвeтствуeт имeни Сeргeя Aстaxoвa, слeдующeгo xoзяинa дoмa. — Издaли oнo [нoвoe здaниe] крaсивo выступaeт свoими лeгкими линиями, высoкoй шaтрoвoй крышeй и oстрoкoнeчиями свoиx бaшeнoк». Oсoбняк Рябушинскoгo
Нeвeрoятнoй крaсoты здaниe нa Мaлoй Никитскoй былo зaкaзaнo бaнкирoм и фaбрикaнтoм Стeпaнoм Рябушинским, кoтoрый, кстaти, впoслeдствии стaл инициaтoрoм и сoздaтeлeм пeрвoгo в Рoссии aвтoмoбильнoгo зaвoдa AМO (дaлee извeстнoгo кaк ЗИЛ). Стeны московского здания украсили звери, которые могли бы стать звездами паблика «Страдающее Средневековье», и невиданные растения. В его стенах в разное время располагались Наркомат по иностранным делам, Госиздат, Всесоюзное Общество культурных связей с заграницей, Психоаналитический институт, пока в 1931 году дом не передали Максиму Горькому в качестве своеобразного подарка от Сталина. Так, колокольню украшают плиточки с колокольчиками и лилиями, на которые взирают миниатюрные херувимы. — Представлялось, что
объяснение этому могло быть только одно: архитектор заболел, возможно, заболел психически, о чем не принято сообщать в печати по этическим соображениям. В 1922 году в этом здании был проведен сбор первого пионерского отряда. Впрочем, оригинальность дома оценили далеко не все. И даже древние закладные доски, вмонтированные в стену, обрамлены вьющимися резными растениями. И цветы на этих домах не завянут с наступлением осени. В советское время в здании размещалось учреждение для лечения кожных болезней и коммунальные квартиры. Впоследствии именно такой компромиссный способ расширения площади для пешеходов был включен в Генплан Москвы 1935 года. Там, в частности, скончался патриарх Тихон, который в свое время предал большевиков анафеме. «Родовые гнезда не продаются»

В городе, где коренным жителем может называть себя каждый четвертый, где лишь каждый третий живет на одном месте больше тридцати лет, словосочетание… →

6

Судьба самого Кекушева после разрыва с любимой женой была печальна. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Этот храм находится на улице Льва Толстого, недалеко от метро «Парк культуры». По его приказу во время бушевавшего пожара французские солдаты ведрами носили воду и поливали церковь, чтобы уберечь ее от огня. По преданию, пока князь был в татарском плену, он дал обет: если вернется в Москву, то построит храм на том месте, откуда увидит город, и посвятит тому святому, которого будут чествовать в этот день. А конюшни тут при том, что до начала XVI века Хамовники считались загородной территорией и представляли собой обширные луга для выпаса лошадей. Впрочем, в их очертаниях все же можно угадать тюльпаны, ели, пальмы и плющ. Его последние известные нам проекты датированы 1912 годом, — пишет Нащокина. В здание в Трехпрудном переулке типография переехала в 1900 году. Туристы называют ее «московской Пизанской башней», поскольку она имеет небольшой наклон. Достаточно сказать, что как минимум три издательские фирмы в 1903–1905 годах производили открытки с изображением усадьбы Рябушинских. Впрочем, сам Шехтель к своему творению относился скептически и с юмором писал Антону Чехову:
«…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Главное

Сапожник сделал ноги

Астахов переехал в Псков «заниматься своими детьми»

В Новосибирске начали проверку смерти школьницы на уроке танцев

Кузнецова взяла под контроль расследование смерти девочки на танцах в Новосибирске

Прогноз погоды на сентябрь в цифрах и гифках

Читайте также

«Драматургия Александра Гельмана будет востребована»

Выставка российского импортозамещения

«Свобода без вседозволенности — наш фирменный стиль»

Стреляющие свадьбы вернулись в Москву

Гайдар шагает без России

Новости СМИ2

Церковь Григория Неокесарийского
Узорчатые стены храма на Большой Полянке заметны издалека. В воспоминаниях Анастасии Цветаевой есть место, где юные барышни морочат голову молодому человеку, показывая в окно типографию и рассказывая, что в этом доме живет их дед, барон, и они ездят к нему в карете с гербами. Но не потому, что они отличались особой грубостью в общении, а потому, что производили недорогую шелковую ткань «хамьян». Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Оба здания были записаны на его жену — Анну Кекушеву. Примерно с 1907 года складывается впечатление, что он перестал принимать какие-либо заказы, лишь время от времени помещая в журналах фотографии своих старых работ. При этом пропал ряд верхних барельефов над окнами четвертого этажа, дом также лишился балконов второго этажа и филигранно выполненных ворот. Это не осталось незамеченным представителями высшего духовенства. «Здание хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке чувствуется так называемый «Новый стиль». Изготовление девяти тысяч изразцов было поручено мастеру Степану Иванову по прозвищу Полубес, который считается белорусским мастером, но в те времена белорусами называли православных выходцев из Великого княжества Литовского. элементарных условий всякого успешного труда». По бокам его украшали шатровые башни, на крыше находилась красивейшая кованая ограда. В… →

После 1917 года особняк был национализирован. Как отмечали сами сотрудники типографии, «все постройки, отделка здания и оборудование всех мастерских и других помещений были закончены с поразительной быстротой, в течение всего нескольких месяцев». Уже после того, как строительство здания было начато, Шехтель побывал в Париже, на Всемирной выставке, где проникся идеями ар-нуво и попытался добавить элементы этого стиля хотя бы в интерьеры. При создании барельефов Вашков вдохновлялся узорами Дмитриевского собора во Владимире. Деревянная церковь сгорела, и в XVII веке началось строительство нового храма, причем камень для него привезли оттуда же, откуда брали материал для строительства стен Московского Кремля при Дмитрии Донском или для первого храма Христа Спасителя. Построить особняк он поручил архитектору Федору Шехтелю, на чьем счету в том числе и здание Ярославского вокзала, и с десяток особняков в стиле модерн в Москве. Такое место и было приобретено в Трехпрудном переулке, против Мамоновского переулка, выводящего к Тверской улице», — говорится в историческом очерке о типографии, выпущенном в 1903 году. Изразцы его работы, в частности, также украшают Ново-Иерусалимский монастырь. Первый этаж этого дома арендовал купец Грязнов для чайного магазина, два верхних этажа сдавались внаем, а Кекушевы жили в соседнем здании. Столичные штучки

Почти двести лет назад Гоголь писал: «Москва — женского рода, Петербург — мужского». Этот стиль вполне соответствует постройке, предназначенной служить искусству, созданному средневековым гением. «Решено было приобрести в центральной части Москвы место и на нем выстроить специальное здание для типографии и ее мастерских. Перепланировки его также не коснулись: только при создании Комсомольского проспекта и расширении соседней улицы ограду церкви передвинули поближе к храму. Как это часто бывало в Москве тех времен, он сгорел. Основным требованием к новому зданию была его максимальная функциональность, но при этом эстетический аспект также должен был быть учтен:
«Нельзя требовать от мастера и рабочего безукоризненного исполнения репродукции, если им приходится работать при отсутствии чистого воздуха,
достаточного света и т.п. В 1913 году часть особняка арендовал доктор Бакунин для своей клиники. В 2000-е годы из одного окна сделали дверь, пристроив к ней громоздкое крыльцо, стилизованное под модерн. В 1909 году архиепископ Антоний говорил: «Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С.И. Но главной темой интерьера является подводный мир: чего строит только главная лестница, перила которой напоминают мраморные волны и над которой возвышается светильник-медуза (если смотреть на медузу сверху, то она уже больше похожа на черепаху). Конец оказался достаточно банальным: не сладив с этой внутренней катастрофой, архитектор прибегнул к традиционному русскому способу забыться, который погубил столько отечественных талантов». По сравнению со многими другими зданиями в стиле модерн, этот особняк кажется довольно скромным. В 1812 году внутреннее убранство церкви серьезно пострадало, но к 1849 году его восстановили. «Самый гадкий образец декадентского стиля. На закомарах (сводах) церкви укреплены изразцы с невиданными цветами в вазах, птицами в окружении маргариток и то ли кистями винограда, то ли ягодами малины-переростка. Пятью годами ранее Моссовет собирался снести старинную шатровую колокольню церкви, чтобы расширить тротуар. Церковь была возведена на месте древнего деревянного храма, построенного еще прадедом Ивана Грозного, Василием Темным. И это куда больше, чем грамматический каламбур. Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности, на которую так падок «новый стиль», — писали о типографии Левенсона. А дать им от ста образцов по десяти рублев и наперед сто рублев». Построена церковь была в XVII веке в слободе царских ткачей, которых также называли хамовниками. Он считается учеником Васнецова, хотя на самом деле никогда не учился у художника. В 1677 году уже каменная церковь, построенная на личные средства ткачей, была названа полным именем — «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». Типография Левенсона
Одна из лучших типографий (как их тогда называли — «скоропечатен») Российской империи раньше работала в доме Коровина на Петровке. Попытки наладить семейные отношения остались безуспешными. Царь Алексей Михайлович приказал стены храма «прописать суриком в кирпич», «стрелки у шатра перевить» «и расписать бирюзой и белилами». Каштаны обрамляют вензель владельцев дома — две монограммы в виде литер «А» и «С». Доходный дом церкви Троицы на Грязех
«Дом со зверями» — не только одно из немногих зданий в Москве, имеющих собственное «имя», но и в принципе самое заметное строение в районе Чистых прудов. На урожденной Болотовой, дочери провинциального дворянина из Кременчуга, он женился в 1897 году, будучи уже заслуженным и состоятельным мастером. Увидеть, как «дом со зверями» выглядел до реконструкции, можно, например, в фильме «Подкидыш» — именно из подъезда этого дома выходит девочка Наташа. Ох уж эти сказочники

В Москве на Болотной площади открылся парк «Урбантино», где можно посмотреть драйв-шоу «Буратино» в постановке Ильи Авербуха. Доходный дом Кекушевой
Зеленый особняк на Остоженке был построен архитектором Львом Кекушевым в 1901–1903 годах, по соседству с еще одним его домом. Все время, включая эпоху советской власти, храм не закрывался и продолжал работать. Но не меньше в столице зданий, в украшениях которых используются растительные узоры. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Остальные колокола (включая главный 300-пудовый) были утеряны в 30-е годы ХХ века. На витражах, выполненных по рисункам Шехтеля, можно увидеть сосны и уходящие вдаль поля. Иконы оттуда передали в Третьяковскую галерею. «Газета.Ru» рассказывает историю шести наиболее интересных «цветущих» зданий города. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бесстыжее», — писал Корней Чуковский в своем дневнике об этом здании. Из этой ткани делали столовое белье для государева семейства, а, например, ткань для нательного белья монархов изготавливалась в другом московском районе, Кадашах. Часть критиков считают, что после надстройки дом стал более тяжеловесным, а некоторые, напротив, отмечают, что верхние этажи уравновесили избыточный декор и сделали здание более гармоничным. Там же и отметили двадцатилетие типографии. Шатровая колокольня считается одной из самых высоких в столице. Сейчас в особняке находится дом-музей писателя. Еще до того, как писатель вернулся из Италии, до него стали доходить слухи, что «для Горького готовят то ли дворец, то ли храм Христа на берегу Москвы-реки», и
он писал в Россию гневные письма с требованием: «Вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда!»
Изысканные интерьеры не пришлись по вкусу писателю из народа, Горький не раз говорил о своем доме: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». В 1992 году на колокольню был возвращен 108-пудовый колокол — единственный сохранившийся из первоначального колокольного набора 1686 года, второй по весу. Но даже перестроенные после пожара помещения перестали вмещать всех рабочих. Именно в этом здании увидели свет первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены», первые поэтические сборники Марины Цветаевой, книги Ивана Бунина. Домами с атлантами, кариатидами и другими мифическими существами в Москве мало кого удивишь. В те времена арку, сделанную при Кекушеве, заложили и сделали вход в здание, но во время реставрации в 2000-х годах ее раскрыли обратно. Москву он увидел недалеко от дворов стрельцов, в полях за чертой города (позднее эти поля стали Большой Полянкой). Как у Мандельштама: «Кому запах… →

Построен этот дом был в 1908–1909 годах и изначально был четырехэтажным. Каменному храму предшествовал деревянный, первое упоминание о котором датируется 1625 годом. В честь Николая Чудотворца — потому что ткачи считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, своим покровителем. Снаружи дом украшен мозаичным фризом с сиреневыми орхидеями и ирисами на голубом фоне. Ткачи-хамовники получали участки земли при условии, что каждый двор выполнит свой норматив для царских нужд. «После 1912 года судьба мастера обрела загадочный и, возможно, трагический оттенок. Товарищество остановилось на проекте архитектора Федора Шехтеля, который сотрудничал с типографией еще во времена своей работы театральным художником и иллюстратором книг. А вот практику у Фаберже в 1900 году проходил, и, как можно судить по дальнейшим работам, весьма успешно. Он украшен лепными вставками в виде листьев и плодов каштана — символа целомудрия. Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым». Несмотря на, мягко говоря, не самые простые для религиозных сооружений времена, колокольню удалось отстоять, только в нижнем ярусе пробили сквозной проход. В 1945 году дом был надстроен еще двумя этажами. Богато украшена чугунными цветами решетка на северном крыльце. Дом был сдан уже к 1902 году и сразу же стал местной достопримечательностью. Внутреннее убранство также повторяет природные мотивы. Изразцы с рисунком «павлинье око» напоминают о распустившихся кувшинках, ромашках и ветвях экзотических деревьев. Часть комнат в доме предоставляли в безвозмездное пользование нуждающимся прихожанам церкви Святой Троицы на Грязех (храм сохранился до наших дней, он находится на соседней Покровке), а часть квартир сдавали за деньги. После революции типография была национализирована. Архитектура комплекса напоминает корабль, эта схема строительства была типична для православных храмов второй половины XVII века. Особенно летом, когда пахнет она решительно всем. Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. Историк архитектуры Мария Нащокина писала, что с середины 1900-х годов в творчестве архитектора наступил глубокий кризис. Скромное обоняние столичной буржуазии

На вопрос — чем пахнет Москва — с ходу и не ответишь. Основание угловой башни было украшено лепным орнаментом чертополоха — растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии, в частности в городе Нанси. За создание и роспись только первой партии изразцов мастерам полагалось немаленькое вознаграждение из царской казны: «1668 года октября в 24 день, по указу великого государя подряжены ценинных дел мастера Степашко Иванов с товарищи к церковному строению церкви Григория Неокессарийского сделать две тысячи образцов разных поясовых ценинных в длину осми вершков и больше и меньше, а поперек семи вершков… Например, одна из колонн украшена лилиями, между которыми снуют саламандры. В 1812 году, как свидетельствуют исторические хроники,
Наполеон, очарованный красотой церкви, сокрушался, что не может «поставить ее на ладонь и перенести в Париж».


\\